- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Александр МИШУТИН при участии Григория ЖУРАВЛЕВА
КРУГ РАЙСКИХ ЯБЛОК
(отрывок из сценария)
ТИТР
ПРИМЕРНO ЗА ПОЛГОДА ДО ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ
ИНТ. НАЧАЛО ВЕСНЫ. ДЕНЬ
Здание Союза кинематографистов. Зал в здании — кафе. Выставочный зал. Фойе. Несколько столиков, за которыми посетители.
МИХАИЛ ЕРШОВ и АЛЕКСАНДР БЫКОВ сидят за столиком, пьют кофе. Беседуют.
АЛЕКСАНДР БЫКОВ
Послушайте, я собрал материал для заявки, но оказывается, необходима сейчас именно подростковая тема. Вот, оказывается, дают на нее гранты. И у нас в Смоленске, хотят обострить это вопрос. Даже и не знаю, почему так сильно хотят обострить.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Ну, может детей меньше становится или программу национальную обдумывают.
АЛЕКСАНДР БЫКОВ
Возможно. У вас есть что-то на эту тему?
МИХАИЛ ЕРШОВ
Так я вам еще в Новгороде сборник вручил. Там есть подходящий сценарий. Довольно милая история.
АЛЕКСАНДР БЫКОВ
Я ее помню. Но мне думается, что нужно не совсем такую, а именно жесткую. И в тоже время, на контрасте — легкую.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Ну, так это когда школьники ставят спектакль. Это весело, бодрит, а в противовес тоже есть — перестроечное время. Жесткие разборки девчонок. Насилие и дурь. Так, собственно, что изменилось с тех пор?
АЛЕКСАНДР БЫКОВ
Собственно, да... Снимать можем у нас в Смоленске. У нас и играть есть кому. Режиссер есть. И у меня есть хороший ассистент.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Деньги нужны. Вы давайте-ка с деньгами решите. Это, знаете ли, бывает очень важно для съемок и поддержания трусов писателя. Вы уже не первый мне проект предлагаете.
АЛЕКСАНДР БЫКОВ
(значительно)
Все будет.
(как бы между делом)
Вы на этот фестиваль попали, значит, с тем самым сборником?
МИХАИЛ ЕРШОВ
Нет. Был еще до этого. Александр, их уже набирается весомое количество. Десяток интересных фильмов. Так.
(смотрит в телефон)
Мне надо ехать по делам. Сценарный материал я вам на почту вышлю.
АЛЕКСАНДР БЫКОВ
Давайте, отлично. Можно прямо завтра?
МИХАИЛ ЕРШОВ
Постараюсь.
МИХАИЛ ЕРШОВ поднялся, следом АЛЕКСАНДР БЫКОВ. Они пожали друг другу руки и расстались.
ТИТР
ЭПИЗОД «ПОЛЕ»
НАТ. ЛЕТО. ДЕНЬ
Смоленская область. Поле. Автобус. В автобусе работает съемочная группа. У мониторов ЗВУКОРЕЖИССЕР и РЕЖИССЕР. Локация — край леса и поле. В воздухе два квадрокоптера. Один висит у леса и снимает средние планы идущей ЛЕНЫ, другой завис над местом, где сидят КАТЯ, ЖЕНЯ, АНЖЕЛА. Это уже картофельное поле.
Накрапывает дождь. Грязно и неуютно. Слышен звук удаляющегося автобуса. КАТЯ сидит на перевёрнутом ведре, курит.
ЖЕНЯ сидит на земле, привалившись к КАТЕ, что-то жует.
АНЖЕЛА стоит в стороне, смотрит вслед уезжающему автобусу. Со стороны леса к девушкам идет ЛЕНА.
АНЖЕЛА
(кричит вслед уехавшим)
Козлы! Чтоб вы перевернулись!
(подошла к Кате. И снова — уехавшим)
Чтоб вы захлебнулись ... в луже!
(спокойно)
Козлы... уехали...
ЛЕНА
(появляется с пучком валежника)
Анжела! Что ты пупок надрываешь? Из трусов выпрыгиваешь? Сейчас картошки напечём, покурим!.. Что ты! Пусть едут. Вы с Жекой лучше поищите сухоньких веточек-былиночек.
ЖЕНЯ и АНЖЕЛА уходят. Она кричит им вслед.
ЛЕНА
Немножко, костер запалить. И может бумаги! Только не с дерьма!
КАТЯ
(спокойно)
Ленок, она не имела права оставлять нас. Она не имела права оставлять нас здесь.
(заводясь)
Она не имела права оставлять нас здесь одних! И она, сука, об этом знает! Знает!
ЛЕНА
Да ты брось, Кать! Она об этом и не думала. Довели её, она и разозлилась. Саботаж это, преступление. За преступлением следует наказание. Успокойся.
КАТЯ
Знает, а делает почему-то. А мы должны учиться, Ленок, а не простужать яичники. Наши мамы и папы должны быть спокойны за нас. А Ольга Александровна любезная бросает нас в поле одних! Девочек! На растерзание беглым уголовникам и насильникам.
(неожиданно смеется, прямо-таки ликует).
А вдруг изнасилуют?
ЛЕНА
(весело)
Ну тебе-то чего бояться?
КАТЯ
(весело)
Заткнись, Ленок! Поживёшь с мое, узнаешь.
(серьезно)
А Ольга своё получит. Значит, так. Никаких костров. Идём к дороге. Мир не без добрых людей — уедем! Ещё не вечер.
ЛЕНА
А там ещё Маринка ковыряется. Сказать ей?
КАТЯ
Не надо, пусть остаётся.
(подумав)
Нет. Если пропали, все. И никаких следов. Стоп. Следы борьбы и похищения оставить надо. Вёдра не берём. С Жоры снимаем один кед — боролась. Ты оставь косынку. Остальных забрали целиком.
Возвращаются ЖЕНЯ и АНЖЕЛА.
ЛЕНА
(не зная, что предпринять)
Принесли, вот и хорошо. А теперь...
(смотрит на КАТЮ)
Катя вот придумала…
КАТЯ
Разводите костёр вон там, подальше в кустах. Там ветра нет. Жека — за Мариной. Зови, пусть погреется. Жора, зажигай!
(Женя и Анжела уходят)
КАТЯ
Лена, неси картошки.
ЛЕНА
Но ведь ты сказала, что не надо. Мы уходим.
КАТЯ
В костре больше правды. Ты что, полагаешь, что Ольга Александровна надеется на наш энтузиазм? Да она уверена, что мы будем сидеть у костра. Только она не знает, что случится у костра. Иди! Иди, иди.
ЛЕНА
(восхищенно)
Ну, Катя, вообще!
КАТЯ
(одна, поет)
Мой костер в тумане светит...
АНЖЕЛА
(возвращается)
Всё, Кать. Может картошки принести?
КАТЯ
Ленка уже пошла.
(вдруг весело)
Ну что, порядок, Жора? Погреемся и в путь! Как твой братишка там, учится?
АНЖЕЛА
Да ну его на фиг. Все поучает. Только он знает, как жить надо. Как же, четвертый курс, почти инженер, из рабочей семьи!
КАТЯ
Хороший у тебя брат, Жора. Ты его слушай.
АНЖЕЛА
Мне и с тобой хорошо.
Возвращается ЛЕНА.
ЛЕНА
По-моему, Маринка не хочет.
КАТЯ
С чего взяла?
ЛЕНА
Жека возвращается.
АНЖЕЛА
Ну, не хотит и не надо.
КАТЯ
(одергивает Анжелу)
Жора, подержи мой макинтош!
АНЖЕЛА примолкла. Возвращается Женя.
КАТЯ
Ишь ты, не хочет... Хочет! Будет хотеть.
(ЖЕНЕ)
Не идёт?
ЖЕНЯ отрицательно машет головой.
КАТЯ
Жора, Жека, ведите её. Помогите человеку, раз сам не может.
ЖЕНЯ и АНЖЕЛА уходят.
ЛЕНА
Может, не надо? Не надо, Катя!
КАТЯ
Надо! Для чистоты эксперимента.
ЛЕНА
Я с ней дружу.
КАТЯ
Мы с тобой тоже.
ЛЕНА
С тобой — одно, а с ней — другое.
КАТЯ
Ишь ты, что говоришь ты!
ЛЕНА
Как ни странно, но Марина очень влюбчивая и доверчивая. Влюбляется часто и тотально. Без остатка. От этого и страдает: от безответственности, от предательства. Однажды я её спасла, буквально.
КАТЯ
Вон оно что.
ЛЕНА
Я — нормальный человек, Катя. И мне приятно делать людям приятное.
КАТЯ
(с подтекстом)
Понимаю.
ЛЕНА
Я не о том. И мне приятно получать признательность за сделанное. Я думаю, Маринка и в поле осталась в знак солидарности со мною. Не надо её ломать. Она чистая, хрупкая. Гордая, если хочешь.
КАТЯ
А как влюбляться тотально, так куда гордость прячется.
ЛЕНА
Насколько я знаю, до постели дело ни разу не доходило. Драматическая развязка наступала раньше. И сейчас у неё пауза: нет парня.
КАТЯ
У нас тоже.
(дошло)
Ты хочешь сказать, что... что она ни с кем...
ЛЕНА
Ни с кем. Вот такой феномен.
КАТЯ
Интересно. Индивидуальность... Ин-те-рес-но! Очень. А вдруг шпана её изнасилует? Вот смеху то будет! Это же для Ольги Александровны подсудное дело.
(напевает)
Мой костер в тумане светит...
ЛЕНА
Не надо, Катя. Не пей лишнего. Это чревато.
(пауза)
Послушай лучше, что со мной происходит. Студент, о котором я тебе говорила, не трогает меня.
КАТЯ
Это ты о котором?
ЛЕНА
Ну, что с Жориным братиком учится! Я же тебе говорила. На выставку, в театр — пожалуйста, а...
(смеется)
Я так долго не выдержу! Я его соблазню!
КАТЯ
Захочется, в подвал сходишь.
Возвращаются ЖЕНЯ и АНЖЕЛА. Они тащат упирающуюся МАРИНУ.
КАТЯ
Вот и мы, дети перемен. Отпустите её. Ну что ты, Мариночка! Успокойся. Погрейся.
МАРИНА
Я вам мешаю? Мешаю, да?
(КАТЕ)
Чего тебе нужно от меня?
КАТЯ
От коллектива отрываешься. Мы о тебе заботимся. Благодарности хочу. Как Лена? Спасибо хочу.
МАРИНА
Спасибо за заботу. Каждому свою: ты — для заботы, я для работы.
Повернулась, пошла.
КАТЯ
Стоять! Жека!
ЖЕНЯ хватает МАРИНУ.
КАТЯ
Вон ведь какими мы стали! Раньше говорили: «Спасибо партии родной!» Благодарили очередного Ильича и Кузьмича,
(подходит к Марине)
А теперь — меня! «Спасибо за заботу!» Приятно!
(Лене)
Нет, правда, приятно.
ЛЕНА
Не ёрничай.
МАРИНА
Как я вас ненавижу!
КАТЯ
Кого? Жору? Это ущербное дитя гегемона? Её жалеть надо. К ней милосердной надо быть. Ленку? Не верю. Это же Моцарт сексуальной революции! Ей все даётся легко. Ей завидовать надо. Жека — издержки перестройки: молчит, двух слов связать не может, любопытно.
МАРИНА
Ну да! А ты — благородная путана!
КАТЯ
Ты посмотри, какое разнообразие индивидуальностей... А ты у нас?
МАРИНА
Я осталась из-за Лены. А вас ненавижу!
КАТЯ
Ненависть и любовь — двуликая кровь. Радость и труд — рядом идут. Жека потрудись!
ЖЕНЯ не понимает.
КАТЯ
Врежь!
ЛЕНА
Нет!
(отталкивает ЖЕНЮ, становится рядом с МАРИНОЙ)
ЖЕНЯ бьёт МАРИНУ.
КАТЯ
Ты просто завидуешь нам, белая ворона нашего времени. И не сможешь жить так, как мы, даже если бы захотела. Даже если бы очень захотела. А мы живем как хотим! И когда хотим!
АНЖЕЛА
И с кем хотим!
КАТЯ
(АНЖЕЛЕ)
Стоять! И делаем, что хотим! И с тобой сейчас сделаю, что захочу, девственница... Орлеанская. Жека!
ЛЕНА
Не надо, Катя!
КАТЯ
Пошла!
ЛЕНА
(отталкивает ЖЕНЮ)
Женька, стоять!!
КАТЯ
Жека!!
МАРИНА хватает палку.
АНЖЕЛА
Автобус!
Все замерли.
АНЖЕЛА
Наш автобус.
КАТЯ
Странно. Ну, ладно. Извини, Мариночка, за дурацкую шутку. Ещё не вечер. Вся жизнь впереди, разденься и жди. Только слабо́ тебе вкусить нашей жизни. Слабо́. Пошли, девочки. А то Ольга Александровна описается от переживаний.
ИНТ. ПОЕЗД «САПСАН». ВАГОН. ДЕНЬ
МИХАИЛ ЕРШОВ удобно устроился в кресле и пишет в тетради. За окном меняется пейзаж.
ГОЛОС ЕРШОВА
Предзимье белое... Грядут
Раздумья серебра и снега...
Сквозит зима. Уходит нега.
Ручей чернеет на снегу.
Уже нам ближе мир иной:
Что спорить — «Пара иль не пара?»
Вечнозелёная гитара
Звенит серебряной струной.
На тёмном фоне бывших бед
Судьбы серебряные нити;
Вы сохраните их, не рвите,
Как обещанье, как обет.
Всплеснёт к утру летальный сон
И на излёте станет ярче...
Чернеет серебро, и мягче
Таинственный и чистый звон.
Родник лирично, серебром
Вызванивает ностальгию...
И души робкие, нагие
Ушедшее зовут добром.
Звонит телефон.
ЕРШОВ
Алло. Привет. Еду. В поезде. В Сапсане. По расписанию. В Питере буду к двум часам дня. Книги везу. Да. До встречи.
Выключил и убрал телефон. Помотрел в окно. Из вагона виден меняющийся снаружи пейзаж. Поезд летит в сторону Санкт-Петербурга.
ГОЛОС ЕРШОВА
(он пишет в тетради)
Художник на Руси — заложник
Своих метаний и страстей.
В душе надсадно и тревожно:
Он первым чует хруст костей.
Готов продаться подороже
Или раздать себя везде;
Он — то апостол, то безбожник,
То анархист любых мастей.
Какая линия в творении?
Где грани грань и где угар?
Он одинок в столпотворении,
Высок в полёте как Икар.
От колдуна или от бога
Стакан водяры, ворожба...
А дадено ему немного:
Палитра, линия, судьба.
Оторвался от листа бумаги.
ГОЛОС ЕРШОВА
Заканчивается октябрь: листопад, грязник, свадебник. Итоги осени. Ноябрь — месяц зимний. Если в октябре грома не было — значит, зима не будет бесснежной, береза к Покрову от листьев не очистилась — жди суровую зиму. Хотя, смотрю, то снег, то березы в листьях. Как-то все не так…
ИНТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ЭРМИТАЖ. НОЯБРЬ. ДЕНЬ
Главный штаб форума культуры.
МИХАИЛ ЕРШОВ и ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ стоят в очереди за получением бейджиков. Вокруг — суета, ходят организаторы, волонтеры. Много иностранных гостей.
Писатели получают свои бейджики и материалы форума. Отходят от стойки регистрации и изучают журналы.
МИХАИЛ ЕРШОВ читает программку работы форума.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Ну вот. Завтра официальное открытие. Тут, в атриуме центрального штаба.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
И там же большой форум по литературе.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Да. Очень удобно. А вечером открытие и концерт. И нам можно туда попасть?
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Давай спросим.
(обращается к проходящему волонтеру)
Можно спросить? Мы попадаем на концерт открытия?
ВОЛОНТЕР смотрит на их бейджики, сверяет со своими бумагами.
ВОЛОНТЕР
У вас профессиональный поток. Вы практически всюду сможете пройти.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Спасибо.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Вот и отлично. Потом сессия на Ленфильме. Очень много в Русском музее международных встреч.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Нам это все пригодится. Русский музей. Вот в Манеже книжный союз с большой конференцией.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Мы успеем. Время посмотри. И нас ведь перевезут на специальном транспорте. Все удобно.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Только на Ленфильм на метро.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Там и встретимся. Главное — не заблудиться. Я по карте смотрел. Несколько вариантов как дойти. Нам бы сейчас где-то поесть. С утра ничего не ел. Так, кофе выпил и в поезд.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Согласен. Тут недалеко есть милое местечко.
Они пошли к выходу. В это время в холл вошли АНАСТАСИЯ АВДЕЕВА И ЮЛЯ СИБИРЦЕВА.
МИХАИЛ ЕРШОВ
О, привет, девчонки. И вы на форум? Привет. Очень неожиданно.
АВДЕЕВА
Да уж да. Совсем как-то...
ЮЛЯ
Совпало как.
АВДЕЕВА
Я на туристическую секцию.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Понимаю. Мы-то на несколько. И кино тоже.
ЮЛЯ
Неужели?
МИХАИЛ ЕРШОВ
Отличный повод встретиться и договорить.
АВДЕЕВА
Даже и не знаю. Мне бы пропуск получить.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Да. Нам с писателем надо идти. Но есть же телефон. Я позвоню.
АВДЕЕВА
Попробуйте.
ЮЛЯ
Только не сразу.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Я вечером наберу. Может, получится.
Они разошлись. Писатели вышли на улицу.
МИХАИЛ ЕРШОВ
Надо же, жизнь мне опять подбрасывает вдохновительные штучки.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Вы хорошо знакомы?
МИХАИЛ ЕРШОВ
Сам не знаю. Точно. Давай сосредоточимся на еде.
ДМИТРИЙ ЕЛИСЕЕВ
Да. Давай. Тут на Мойке есть хорошее местечко.
ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ АКТОВЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ
Сьемочная группа расположилась в углу.
ТИТР
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
РЕЖИССЕР
Дайте фонограмму спектакля. Все готовы? Звук. Репетиция. Начали.
Звучит музыка к спектаклю. Открывается занавес. На сцене, лицом к зрителям, лежит СУНДУКОВ и пишет что-то на огромном листе бумаге, куске рулона. Появляются СИДОРОВА и ПИЛЮШКИНА.
СИДОРОВА
(показывает на ПИЛЮШКИНУ)
Это — Пилюшкина. Говорят, что…
ПИЛЮШКИНА
(перебивает)
Неправда!
На сцене появляется БУЛКИНА.
ПИЛЮШКИНА
Вот Булкина — это дело другое.
СИДОРОВА что-то шепчет на ухо БУЛКИНОЙ.
БУЛКИНА
Сидорова! Да ты что?! Все? Влюбляются?
Появляются КУЛЬКОВ и ПЕТРОВА. СИДОРОВА, ПИЛЮШКИНА, БУЛКИНА переглядываются, шепчутся.
КУЛЬКОВ
(представляет)
Дарья Петрова! Коммерсант и переводчик!
ПЕТРОВА
(представляет)
Кульков. Мой помощник и рекламодатель.
ПИЛЮШКИНА
(на появление Четыркина)
А это — Четыркин.
СИДОРОВА хихикает. ПИЛЮШКИНА краснеет, прячется.
ЧЕТЫРКИН
(представляет появившуюся СЕМЕНОВУ)
Семенова, блин.
СЕМЕНОВА
(представляет появившуюся учительницу)
Елена Александровна. Тур дэ Франс. Парле ву франсэ.
СИДОРОВА
(представляет)
Эльвира Андреевна. Пифагоровы штаны во всех сторона равны. Говорят, у них что-то с Николаем Ивановичем.
Шепчется с подругами, хихикает. СЕМЕНОВА кивает головой.
КУЛЬКОВ
(представляет)
Николай Иванович. Учитель географии.
ПИЛЮШКИНА
Марья Ивановна.
(оглядывается по сторонам, ищет учительницу)
Но ее пока нет.
БУЛКИНА
Она всегда опаздывает.
(увидев ИВАНОВУ)
О! Иванова!
СИДОРОВА
(в зал)
Она такая… Такая… Сами увидите.
ИВАНОВА
(представляет двух девочек и трех мальчиков)
Девочки и мальчики. Просто ангелы.
ТЮТЬКИН
(здоровый малый, появляется, поднимает руку; все замолкают и всё замолкает, музыка тоже)
Это… Тютькин, Федя.
Подходит к СУНДУКОВУ; тот все так же занят.
ВСЕ
(вразнобой)
Сундуков!
СУНДУКОВ не реагирует.
ВСЕ
(хором)
Сун-ду-ков!
СУНДУКОВ не реагирует.
ТЮТЬКИН
(поднимает руку, все замолкают)
Сундук!
СУНДУКОВ поднимает голову.
ТЮТЬКИН
Пора!
РЕЖИССЕР
Стоп. Как у нас по камерам?
ОПЕРАТОР
Зае... В смысле, отлично.
ЗВУКООПЕРАТОР
По звуку хорошо.
ОПЕРАТОР
Этот дубль можно оставить.
РЕЖИССЕР
(актерам)
Отлично. И текст, и игра. Так и дальше. Не обращаем внимание на камеры. Еще раз. Снимаем. Где хлопушка?
ПОМРЕЖКА
Я готова.
РЕЖИССЕР
Все на исходную. Начало спектакля. Поехали.
ПОМРЕЖКА
Эпизод «Представление», дубль первый.
(хлопает)
РЕЖИССЕР
Начали…