- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Леонид ИСАЕНКО
САПОГИ ВОЖДЯ, или 31-ое апреля
(отрывок киносценария)
СЦЕНА 1
НАТ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГРУНТОВЫЙ АЭРОДРОМ/ДОРОГА. ВЕСНА. УТРО.
Склон пологой горы с выступающим лесным отрогом. Кедры, ели, березы. Тут же дорога.
Сквозь лес видны две бетонных ноги в сапогах и нижняя часть скульптуры до пояса, прикрытая полами шинели. В одном «сапоге», под самым верхом сквозная выбоина, за ней мелькают глаза.
По дороге изредка проезжают грузовики с бревнами.
По ту сторону дороги небольшой грунтовый аэродром, на нём лёгкие самолёты, вертолёты, склады, амбары, одноэтажные административные строения. В стороне стекло башни трехэтажного диспетчерского пункта, рядом шест с повисшим полосатым ветроуказателем — «буратино».
Пятна снега, где тень — сугробы.
СЦЕНА 2
НАТ. НЕБОЛЬШАЯ ЗАХЛАМЛЁННАЯ ПЛОЩАДКА ВОЗЛЕ СКУЛЬПТУРЫ С САПОГАМИ. ВЕСНА. УТРО
ШАМА стоит на коленях у основания бетонной стены, ковыряя обрезком арматуры строительный мусор.
ШАМА
(простуженным голосом, тихо)
да куда ж он его спрятал? Столько лет прошло, а всех перемен — лесом заросло.
КЛЮКВА сидит на корточках у костерка, подкладывает щепочки, греет воду в консервной банке. Смотрит то на ШАМУ, то вверх.
КЛЮКВА
(кричит, задрав голову)
Бич, точно здесь? Ты ничего не перепутал, может спёр кто?
БИЧ стоит вверху, в «сапоге», наблюдает за аэродромом. Голос до него доносится глухо.
БИЧ
Там, там, ну кто тут сопрёт? Как Усатый дал дуба, шарашку сразу и разогнали, но мы успели всё провернуть. Вы повеселей, веселей шарьте, без шпалера нам никуда. Там он, ищите. Как сейчас помню…
СЦЕНА 3
НАТ. СТРОЙПЛОЩАДКА. РАННЯЯ ВЕСНА. ДЕНЬ
Брёвна, доски, кирпичи, прутья арматуры. Щебень, песок, мешки с цементом, мотки проволоки.
За деревьями видна сторожевая вышка с часовым.
Заключённые месят бетон, сколачивают щиты опалубки.
По скрипящим сходням бетон в ведрах несут вверх, выливают на арматуру в опалубку, пустые вёдра не глядя бросают вниз.
ОХРАННИК в белом полушубке медленно прохаживается, среди заключённых.
Среди заключенных БИЧ и ШАМА — молодые. Дело происходит за несколько лет до описываемых в фильме событий.
БИЧ наблюдает за передвижениями ОХРАННИКА, обменивается взглядом с ШАМОЙ.
ОХРАННИК подходит к сходням.
БИЧ головой показывает на него ШАМЕ. Вскользь проводит ребром ладони по горлу.
Приседает, берется за ручки носилок с кирпичами, с другой стороны их подхватывает ШАМА.
БИЧ
Раз, два, взяли!
СЦЕНА 4
НАТ. СТРОЙПЛОЩАДКА. РАННЯЯ ВЕСНА. ДЕНЬ
Грохот, летят доски, катятся бревна, льётся бетон. Крик.
Заслоняясь рукой, сбитый бревном, падает ОХРАННИК, на него сыплется из мешка цемент, столб пыли.
ОХРАННИК теряет сознание.
БИЧ бросает взгляд на лицо ОХРАННИКА, расстегивает кобуру, пистолет укладывает на промасленные тряпки, поливает сверху из консервной банки соляркой, быстро заворачивает, опускает в полупустое ведро с бетоном, отодвинув обрезки досок открывает узкую яму-шурф, выливает в неё бетонный раствор.
БИЧ
(показывает Шаме пальцем на скулу)
Сюда.
ШАМА бьёт его обломком кирпича.
СЦЕНА 5
НАТ. СТРОЙПЛОЩАДКА. РАННЯЯ ВЕСНА. ДЕНЬ
ОХРАННИК лежит, неподвижно разбросав ноги. Рядом БИЧ.
ШАМА хлопает его ладонями по щекам, прикладывает снег, посыпает цементом, размазывает по лицу.
БИЧ корчится, изображая пострадавшего.
БИЧА уносят на носилках.
ШАМА не видит, что над ним качается обрезок зацепившейся за сходни доски.
Доска падает на голову ШАМЫ. ШАМУ уносят.
СЦЕНА 6
ИНТ. СТРОЙКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ. ВЕСНА. ДЕНЬ
Подъемный кран сгружает с самосвала большой тяжелый ящик. На ящике надпись: «Голова т. Сталина». Ниже надпись: «Не кантовать».
Голоса рабочих
Вира… Вира, стоп. Майна помалу, майна, майна. Стоп, стоп! Куда ты его… повылазило, что ли, не дай бог грохнем…
Ящик опускают на настил.
Со стороны за всем наблюдает ОФИЦЕР МГБ, рядом СОЛДАТ с карабином.
Машина уезжает, ОФИЦЕР уходит. Остаётся СОЛДАТ.
СЦЕНА 7
ИНТ. ЗДАНИЕ БАНКА. РАННЕЕ УТРО.
Фойе, высокие окна. Застеклённые дубовые выгородки отдельных клеток-кабинетов, женские склоненные головы. Лёгкий гул.
В дальнем от входа торце вполоборота гигантская голова Сталина в фуражке, упирающейся тульей в потолок.
По периметру постамента горшки с цветами и с венками, красные и перегнутые белые ленты с выцветшими надписями «от очих орно ул ой тобазы», «от шв ой ф р и», «раб ов ком ого хо яйс ва», «пед гоги ого и тута».
Открывается дверь в скульптурную голову. Ею служит ухо, оттуда, пятясь спиной вперёд, выдвигается УБОРЩИЦА с ведром, веником и пылесосом.
УБОРЩИЦА тянет шланг пылесоса на себя, но только останавливается, он втягивается обратно.
УБОРЩИЦА
Да отпусти же ты... Господи, уж сколько лет покойник, а всё держишь...
СЦЕНА 8
ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА КОМСОМОЛЬСКОГО ГОРНО-ТАЁЖНОГО ЛЕСХОЗА. КОНЕЦ АПРЕЛЯ. УТРО
За столом сидит директор лесхоза ФОТЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ. Смотрит в окно, за которым валит снег.
ДИРЕКТОР в форме работника лесного хозяйства: чёрный мундир, шевроны, на кокарде фуражки дубовые листья. ДИРЕКТОР лысоват, строгий взгляд.
На лавке САШКА с охотничьим карабином в руке, и СЕРЁГА. У каждого в ногах потёртый абалаковский рюкзак.
ФОТЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
Если б не снег! Всё раскисло, дороги пали, апрель кончается, праздники на носу, на вас вся надежда! Постарайтесь! Не успеете, до следующей зарплаты — две недели… Душа винтом, ноги якорем, летите, плывите, пешком, на карачках, но самое позднее, чтоб утром первого были на месте в конторе. И с зарплатой! Здесь!
(показывает пальцем в пол место, где они должны быть)
САШКА и СЕРЁГА вытягиваются, армейская привычка.
САШКА и СЕРЁГА
(в унисон)
Яковлевич, будем! Служим Советскому Союзу! Явимся!
СЕРЁГА
Первый раз, что ли, будь спок…
ФОТЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
Являются черти и ведьмы. Вам — прибыть! Сделаете, в июне лицензия на пантача – ваша, заодно карабин пристреляете...
СЕРЁГА
(мнётся)
Ну, того-этого, оружие ж служебное…
ФОТЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
(строжает, поправляет фуражку, одёргивает мундир, поджимает губы)
Данной мне властью разрешаю…
ФОТЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ замечает за окном СЕКРЕТАРШУ. Стучит в стекло окна, грозит пальцем, открывает форточку.
ФОТЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
Настя, где ты ползаешь, тебя ждём! Командировки выписала? Им уже надо отправляться. День хоть в два раза удлинился, но короткий, когда дело делаешь.
СЦЕНА 9
ИНТ. КОНТОРА ЛЕСХОЗА. КОНЕЦ АПРЕЛЯ. УТРО
В конторе СЕРЁГА И САШКА. Входит НАСТЯ и сразу — шасть к двери в кабинет директора. Приоткрывает дверь, просовывает запорошенную снегом голову.
НАСТЯ
Чичаза, я быстренько, они уже тут..
НАСТЯ достаёт из сейфа бланки командировочных удостоверений, заполняет, ставит печать, снимает запорошенное пальто, встряхивает его, шапку, опять что-то пишет. Комки мокрого снега разлетаются по комнате, падают на заполненные бланки.
НАСТЯ
(показывает ребятам руками, что ей надо)
Вы мне чтоб купили обязательно! На свиданье не в чем ходить.
СЕРЁГА
Так без него ещё лучше! А размер? Дай замеряю...
НАСТЯ
(зардевшись, стучит кулачком по его спине)
Ещё скажешь, получишь! Замеряет он. Как у твоей Ольги...
СЦЕНА 10
НАТ. ДВОР КОНТОРЫ. КОНЕЦ АПРЕЛЯ. УТРО
Идет снег.
САШКА
Дуй на конюховку, пусть Антон седлает, я к Марье Алексеевне, просила зайти.
(прикрыв глаза ладонью, смотрит в небо)
Конец апреля, а оно сыпет и сыпет…
СЕРЁГА
Ладно, чего гадать. Поживём — увидим. Я пошёл.
САШКА
Может хоть в этом году Кара-Гая гореть не будет? Как бы в обрат не пришлось через неё пёхом чесать, Ынырга-то уже небось вскрылась! Перевал, он-то уж точно закрыт. Лучше через Ыныргу — быстрей.
СЕРЁГА
В Новосибирске и то потеплело, весна всё-таки, денька через три-четыре и к нам завернёт по-настоящему. Вот тогда самое весёлое и начнётся...
САШКА
(вслед)
Ну, давай иди, я быстренько, чего ей там…