- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Григорий ЖУРАВЛЕВ
«ВИНТАЖНЫЙ НАТЮРМОРТ ВИОЛЕТТЫ»
(отрывок из сценария)
Соратникам
Евгению Викторовичу Киселеву
и Роману Маратовичу Ермолину
1. НАТ. ПАРК В ПАНСИОНАТЕ. ИЮЛЬ. ПОЗДНЕЕ УТРО
Идет дождь. Река. На одном берегу к воде спускаются заборы садовых участков. Старенький деревянный мост. Местами трухлявый. На этом берегу парк, переходящий в пригород. Тут же — забор территории пансионата. Такое сочетание: странное и поэтичное одновременно.
ВИОЛЕТТА стоит на площадке. Пишет маслом картину. Площадка — это старая беседка.
ВИОЛЕТТА натянула пленку, чтобы дождь не заливал стол, на котором разложены краски. И стул. И сидящую на нем саму ВИОЛЕТТУ.
Перед ней мольберт, на нем холст. Она смешивает краски и штрихами набрасывает кистью на холст мазки. То густо, то тонко. В некоторых местах размазывает шпателем. И постепенно на холсте проступают очертания моста и дачного поселка.
Идет дождь. Он то уменьшается, то усиливается. По тому, что ВИОЛЕТТА наливает в стакан напиток из термоса, неторопливо его выпивает и снова начинает смешивать краски, понятно — она не собирается покидать это место.
2. ИНТ. ПАНСИОНАТ. ИЮЛЬ. ПОЗДНЕЕ УТРО
За окном пансионата идет дождь.
В большой комнате располагаются мастерские. Обычные плиты для приготовления еды. Кухонная мебель. Утварь. Тарелки на полке. Мойка с грязной посудой. В центре комнаты большой деревянный стол. На нем расстелена пленка. На пленке лежит лист фанеры. На фанере стоят уже готовые модели ракет. На плите варится бульон с курицей. Ножки курицы торчат из-под крышки.
В другой части комнаты — несколько станков для работы по металлу и дереву. Один ПАРЕНЬ вытачивает из деревянной колодки бокал. Другой аккуратно снимает стружку с металлической детали. Видно, что оба работают с удовольствием. Еще двое парней продолжают мастерить новые модели ракет.
Из окна этой комнаты очень хорошо видна беседка и ВИОЛЕТТА. Она продолжает писать картину.
Одна из девочек начинает мыть посуду. Другая — резать на разделочной доске лук к уже натертой моркови. Тут же лежит укроп и петрушка.
АЛЕНА
А петрушка для запаха?
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Да. Я все это бросаю, когда бульон совсем проварится. А проварится он тогда, когда ножки уйдут в кастрюлю совсем. И крышка закроется.
АНЕЧКА
И подталкивать не надо.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Нет. Просто закроем крышку.
Она это делает. Крышка закрывается.
АЛЕНА
И можно бросать морковь и лук? И для запаха.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Чуть погодя. Да, правильно директор открыл мастерскую.
БОРИС
Конечно. Только суп уже достал мой аппетит, а ракеты не улетели.
АЛЕКСЕЙ
Дождь.
АНЕЧКА
Кому дождь, кому-то творчество.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Виолетта очень устремленная. Я часто думаю, в кого она такая. Я как-то спокойно все воспринимаю. Но именно под дождем? Не понимаю.
АЛЕНА
Она сказала, что под дождем не так быстро меняются эмоции пейзажа.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Чего? Эмоции пейзажа?
АЛЕНА
Да, так и сказала.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
И что делать с остальными ее картинами?
ПАВЕЛ перестал вытачивать бокал, подошел к окну.
ПАВЕЛ
Они останутся навсегда. Их можно повесить на стенах в пансионате. Или продать на выставке. А может устроим аукцион в поселке? И ей деньги не помешают.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Ты что говоришь, потом меня по статье за спекуляцию? Не надо.
ПАВЕЛ
Какая спекуляция? Их же разыгрывать будут.
БОРИС
Их просто можно выкупить.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Какие умные! Вы еще свои безделушки так же на этот выставите.
ПАВЕЛ
Так надо сервиз делать? А на улице дождь и нет сухих болванок.
БОРИС
И ракета не взлетит.
ОЛЕГ закончил вытачивать.
ОЛЕГ
Так всегда что-то можно придумать. Придумали же мастерскую сделать. И мы уже что-то умеем.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Какие вы молодцы! Умненькие! Страна может гордиться вами. И учеба ваша будет радовать нас всех.
АЛЕКСЕЙ
Будет. А когда закончится дождь, мы запустим ракеты, и они сообщат всему миру, что мы самые классные.
БОРИС
Осталось выключить дождь. И самое банальное, мы не запустили столько ракет, сколько шел дождь в это лето.
ПАВЕЛ
Такое лето. Она вон пишет и пишет. Там, под дождем. Может ее позвать?
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Нет, спасибо. Пусть пишет там. Не хочу слушать ее ругань.
АЛЕНА
Так бросать нарезку или ждем?
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Ждём. Бросай.
АЛЕНА снимает крышку с кастрюли и высыпает все, что нарезала.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
И огонь убавь. Пусть на медленном покипит. И готово.
АЛЕКСЕЙ
Так и пообедаем.
ОЛЕГ
Одним бульоном не наешься.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Бульон тем, кто готовил, а вот ваши фишки... Прошу на как это, на аукцион. Как продадите, так и полопаете. Обед в пансионате по расписанию…
АНЕЧКА
В тринадцать ноль-ноль.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Слышали?
БОРИС
Хорошо. Мы пойдем. Еще три часа.
ОЛЕГ
Два с половиной. Идем, ребята.
Парни направляются к двери.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Куда?!. Мы не можем вас отпустить. А кто будет дегустировать бульон? Аня, режь хлеб. Алена, разливай в глубокие тарелки. Пусть пробуют. Мы же не узнаем никогда, есть там соль или нет ее там.
АЛЕНА
Почему не узнаем?
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
А разве ты её туда сыпала?
АЛЕНА задумалась. Попыталась повторить все свои движения — как закладывала курицу, как наливала воду, клала специи. Кажется, соль она действительно не сыпала.
АНЕЧКА
Так мы вообще и не пробовали. Бабушка пробует.
Парни замерли у двери.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
А ты пробовала?
АНЕЧКА тоже замерла.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Так, о чем вы обе думали? Вспоминайте.
АНЕЧКА
Говорили про дождь. Ракеты. Про картины.
АЛЕНА
Да. Про аукцион и как их развесить. И где. Может их при входе, где администратор сидит? Все будет видно.
Парни сели на стулья.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
А я про что спросила вас?
АНЕЧКА
Про что, про бульон. И что он готов. Вон, курица уже сварилась.
АЛЕНА
Про соль. И что каждому по вкусу. Пусть солят. Сами.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Во! Версия. Молодец. Кто в твоем доме это знает и сам будет солить? Ты сама подсаливаешь?
АЛЕНА
Нет. Я сейчас посолю.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Теперь уже разливай, и все себе посолят. Есть правила готовки. Думай о готовке. И о еде. Чтоб потом стыдно не было.
АНЕЧКА
А у нас дома папа тоже готовит.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Не удивительно. Так, все сюда! И ложки. Соль. Хлеб. Пробуем.
АНЕЧКА разлила в тарелки бульон. АЛЕНА нарезала и раздает хлеб. МАРИЯ АНДРЕЕВНА выудила из кастрюли курицу и, разрезав ее на кусочки, кладет каждому в тарелку.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Итак. Итог уроков, если хочешь накормить и создать уют дома. Думай о доме и близких людях. Способ заработать, только способ. Если друг друга поддержать, никакой дождь не помеха. Солите, парни, солите. Жизнь не так сладка, как хотелось бы. И без обид. Учтите, надо учиться всему.
АНЕЧКА
Так наша классная говорит. Каждый год.
АЛЕНА
Не совсем так. Здрасьте, дети, с новым учебным годом.
БОРИС
До нового учебного года еще месяц.
ОЛЕГ
Который быстро пролетит в дождях.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Не канючь. И так сырости полно. Вам еще год учиться.
ПАВЕЛ
Так целый год.
АЛЕКСЕЙ
Девять месяцев.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Ребенка вынашивать сложнее. Справитесь.
БОРИС
И нет у нас забот больше, чем есть.
АЛЕНА
У парней вообще забот нет.
АНЕЧКА
Да, какие у вас вообще заботы…
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Анечка, напомни, что в вашем доме папа делает?
АНЕЧКА потупилась.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Для всех повторю простую истину. Цените и ценимы будете. И курицу подсолите. И хлеб чтоб съели.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА подходит к окну. В беседке ВИОЛЕТТА продолжает писать картину. К ней подъехал на велосипеде юноша. МАРИЯ АНДРЕЕВНА продолжает наблюдать.
3. НАТ. ПАРК В ПАНСИОНАТЕ. ИЮЛЬ. ПОЗДНЕЕ УТРО
Беседка.
ВИОЛЕТТА продолжает писать натюрморт. На велосипеде подъезжает юноша. Он изрядно промок. Это АНДРЕЙ.
АНДРЕЙ положил велосипед и зашел в беседку.
АНДРЕЙ
Простите, сударыня, я вас потревожил своим присутствием. Но не удержался и совершил поездку через мост. Хотел попасть в вашу картину.
ВИОЛЕТТА
Не получится. Мост я не вижу.
АНДРЕЙ
На вашем полотне нет дождя. Это неправильно.
ВИОЛЕТТА
Но он есть. Не отвлекайте, сударь.
АНДРЕЙ
Я все же хотел опять пригласить вас в кино.
ВИОЛЕТТА
Не получится. Скоро обед, а вы промокли. Заболеть не боитесь?
АНДРЕЙ
Боюсь. Я пару раз упал за мостом. Там все развезло.
ВИОЛЕТТА
У вас так много времени ездить сюда даже в дождь?
АНДРЕЙ
Спасибо за слово доброе. Да, хотел пригласить опять. Ведь вы ни разу не пришли.
ВИОЛЕТТА
Я видела этот фильм. И у меня есть свои дела: я пишу картину. Мне
(делает ударение)
это интересно.
АНДРЕЙ
Но ведь
(делает ударение)
это закончится осенью и настанет реальная жизнь. И я буду ждать, когда вы сдадите последний экзамен. И школа вас не будет больше мучить.
ВИОЛЕТТА
А вас уже давно не мучает?
АНДРЕЙ
Я закончил первый курс института. Я философ и поэт в душе. В деле я экономист.
ВИОЛЕТТА
Ну и что, меня не стоит ждать. У меня свои планы. Я пишу картину.
ВИОЛЕТТА подчеркивает всем своим видом, что говорить не намерена.
АНДРЕЙ
Планы планами, а жизнь одна. И в нашей одной жизни все сводится к конкретным правилам и действиям.
ВИОЛЕТТА продолжает писать картину.
АНДРЕЙ
Я буду вас продолжать приглашать в кино. На свидания. Я буду звонить вам и продолжать это делать целый год. И вы согласитесь. Потому что я лучший, и дальше будет простая жизнь. Дети, заботы. Работа.
ВИОЛЕТТА
Вас прислала моя тетя. Только она так рассуждает.
ВИОЛЕТТА посмотрела на окна пансионата. Увидела в одном из них МАРИЮ АНДРЕЕВНУ.
ВИОЛЕТТА
Она и сейчас на нас смотрит.
АНДРЕЙ
Я не знаю вашу тетю. Я же говорил, я внимательно наблюдал за вами еще с начала лета. Вы упорно пишете картину. Одну. Уже целый месяц.
ВИОЛЕТТА
Потому что кто-то мне старательно мешает.
АНДРЕЙ
Да я за это время экзамены сдал! Практику прошел и немного в столовке подзаработал. А вы все, сударыня, пишете, краски мешаете. Время идет, ничего не происходит. Мы могли пять фильмов посмотреть, на спектакль сходить. Тут гастроли в поселке областного театра. Очень прилично.
ВИОЛЕТТА не отвечает. Из термоса наливает в чашку. Пьет. Продолжает писать картину.
АНДРЕЙ смотрит на картину. С одной стороны, с другой. Пожимает плечами.
АНДРЕЙ
А дальше-то что, другая картина? Третья? И что, их на выставки? Пробовать продать? Так и на хлеб с молоком не хватит. Я точно знаю. Я буду вас ждать.
Он садится на скамейку и уже просто наблюдает за ВИОЛЕТТОЙ.
Она продолжает писать. Она поглощена этим. Она уже не обращает на АНДРЕЯ внимания.
Он достает из кармана книжку кроссвордов и ручку. Начинает отгадывать.
4. ИНТ. ПАНСИОНАТ КОМНАТА МАСТЕРСКАЯ. ИЮЛЬ. ПОЗДНЕЕ УТРО
У окна стоят уже все. Наблюдают, как ВИОЛЕТТА пишет картину, а АНДРЕЙ решает кроссворды.
АЛЕНА
Хорошо, когда нет забот.
АЛЕКСЕЙ
Какие заботы? Разве они мешают жить?
ОЛЕГ
Да только наполняют смыслом.
МАРИЯ АНДРЕЕВНА
Умнеете на глазах. Эх, так бы на всю жизнь.
АЛЕНА
Хорошо или плохо, время расскажет. Когда же он закончится, этот дождь?
ПАВЕЛ
Н-да. Ракеты не скоро запустим.
Они стоят и ждут — когда закончится дождь... Когда ВИОЛЕТТА напишет картину, а АНДРЕЙ решит все кроссворды.
Дождь льет все сильнее и сильнее, потоки воды смывают листья, упавшие с деревьев.
5. НАТ. ДОРОГА В ПОСЕЛОК. ИЮЛЬ. ДЕНЬ
Посреди дороги стоит «Волга». Льет дождь. На ветровом стекле «Волги» безостановочно отбивают ритм «дворники» — туда, сюда. Туда, сюда. Видно, что в салоне «Волги» двое мужчин.
6. ИНТ. САЛОН «ВОЛГИ». ИЮЛЬ. ДЕНЬ
Один мужчина сидит за рулем. Он в шляпе. Это ПИСАТЕЛЬ.
Другой — на переднем пассажирском сиденье. Покручивает в руках кепку. Это — КРИТИК.
Из радиоприемника раздается джазовая мелодия. ПИСАТЕЛЬ постукивает пальцами по рулю в такт мелодии. КРИТИК несколько отрешенно слушает.
ПИСАТЕЛЬ
Все этот вечный джаз, теперь его стало много. Даже очень много. Я тут как-то у своего Дворца Культуры объявление прочитал. Афиша. Джазовый вечер. Сходил, побалдел.
КРИТИК
Ты мне звонил? Ты же знаешь, грущу все еще. Это совсем не мое. Да и сын учудил. И такая карьера могла быть.
ПИСАТЕЛЬ
Могла быть. Могла. Бросить отца в такой жуткий момент. Что он там собрался строить? Зачем так далеко?
КРИТИК
Наверное, подальше от меня и моих рассуждений.
ПИСАТЕЛЬ
Оставь. Наверняка слинял к кому-нибудь доказывать, что он классный парень, хоть и обормот. К олимпиаде сколько объектов строят и квартиры дают! Может он не уехал?
КРИТИК
Как не уехал?
ПИСАТЕЛЬ
Да мы уже это обсуждали. Нашлась девчонка...
КРИТИК
Девчонка приходила его искать. Какие-то приблатненные. Что-то такое про долги пели.
ПИСАТЕЛЬ
Тогда понятно.
КРИТИК
Тут еще прижали. Не было возможности от себя писать. Ты говоришь — олимпиада. Жвачке — да. Критиковать — только фигню. Еле под псевдонимом журнал напечатал. Деньги тают. И он тут учудил.
ПИСАТЕЛЬ
И как тут? Директор обещал оплатить выступление. Книги вот еще может продам…
КРИТИК
Обещал?
ПИСАТЕЛЬ
Обещал. Мне тут дополнительно подбросили, типография напечатала чуть-чуть сверх тиража, в издательстве поделились.
КРИТИК
Я свои экземпляры давно продал.
ПИСАТЕЛЬ
Нам в одном повезло. Мы — свободные люди. На жизнь не много надо. Поесть, попить.
КРИТИК
И куда дальше едем? Я ничего не вижу.
ПИСАТЕЛЬ
Дождь... Дождь… Джаз... Джаз... Смоет дождь наш застой и будет изобилие.
КРИТИК
Изобилия не будет. У тебя — точно не будет.
ПИСАТЕЛЬ
Ну да. Я тебе не успел сказать, ты про сына... Так вот. Поездка на юг сорвалась. Два варианта было предложено. На машине и много книг. Или поездом два чемодана.
КРИТИК
И что ты предпочел?
ПИСАТЕЛЬ
Я хотел больше книг, и на машине. Просил бензин оплатить. Мне сказали — поездом тоже можно. Подумаешь, два чемодана. Это все же юг, встречи. И звонили оттуда, спрашивали — когда встречать.
КРИТИК
И ехал бы поездом. Сутки. Что так, что так. Писал бы.
ПИСАТЕЛЬ
И я о том же.
КРИТИК
И не выпендривайся.
ПИСАТЕЛЬ
Подготовился, чемоданы в дверях, жду билеты. И что? Мне звонят из союза: нет билетов. Нет поездки.
КРИТИК
Все отменили?
ПИСАТЕЛЬ
Меня отменили. Поехали без меня. Мой чемодан творчества там не нужен.
КРИТИК
Здесь нужен. Вот и чеки на бензин. Кстати, ты стоишь посреди дороги. Мы буксовать не будем?
ПИСАТЕЛЬ
(пожал плечами)
Дождь… Там виден поворот и недалеко его участок у пожарного пруда.