- Рассматривая перспективу
- Время параллельной действительности
- Вот и наступило будущее
- В ожидании будущего
- Фестивальная осень - 2019
- От фестиваля к фестивалю в ожидании новой книги
- Третий международный кинофестиваль в Майкопе
- IX Международный молодежный кинофестиваль «Свет миру»
- Кинофестиваль "Белые ночи"
- 41 Московский Международный кинофестиваль
- Фестиваль экранной культуры «Человеческое кино» в Новосибирске
- Московский Форум культуры
- Международный кинофестиваль "SENSUS"
- Кинофестиваль «Встречи на Вятке — 2019»
- Сто дорог
- III Международный кинофестиваль «Альтернативная Территория Кино»
- 3-й Карельский международный фестиваль фильмов для молодёжи
- VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
- ЭФиР 74
- Фестиваль "Фундук" в Орехово
- "Человек труда" Екатеринбург
- Второй международный кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова
- "СТАЛКЕР"
- Первый международный кинофестиваль стран Арктики
- Открытие 3-го международного кинофестиваля имени Саввы Морозова
- 11-ый кинофестиваль "Вече" в Великом Новгороде
- Встреча с читателями в рамках 23-го кинофестиваля "Литература и кино"
Елена ДУБОВИК
«ЮРОДИВЫЙ»
(отрывок из сценария)
1.
НАТ/ИНТ. ЦЕНТР ГОРОДА. БАНК. МАЙ. УТРО
К банку подъезжает ДИРЕКТОР.
Возле банка — сквер, видны трехэтажные дома старой постройки — уютный центр города.
Сквер подметает "юродивый" ЮРА.
ДИРЕКТОР выходит из машины, он раздражен.
В банк входят другие сотрудники, обычный обмен утренними приветствиями.
ДИРЕКТОР в кабинете.
В кабинет входит ПОМОЩНИК, здоровается, оценивает настроение шефа.
В банке идет подготовка к началу рабочего дня — включаются компьютеры, раскладываются документы на столы, варится кофе…
ДИРЕКТОР
Твой компьютер работает?
ПОМОЩНИК
Еще нет, сисадмин не приходил.
ДИРЕКТОР
День прошел. Вчера целый день прошел!
ПОМОЩНИК
Ну-у, он должен прийти, он же на работе...
ДИРЕКТОР
(раздраженно)
Должен. Женщины должны быть красивыми, старики должны быть мудрыми, добро должно быть добрым.
ДИРЕКТОР садится в кресло, старается успокоиться. Смотрит в окно, о чем-то размышляя.
ДИРЕКТОР
(как бы самому себе)
Вчера утром везу дочку в школу, она у меня во втором классе. Школа частная, хорошая, плачу исправно, по полной, сам понимаешь... А она мне и говорит: «Пап, я в школе не наедаюсь. После завтрака пройдет немного времени, я кушать хочу, а до обеда далеко. Пап, купи рогалик с повидлом, я в школе потом съем». Ну, остановились, купили ей рогалик, пошла она в школу. Вечером приходит злая, пыхтит на учительницу. Я спрашиваю: «Что случилось?» Она отвечает: «Пап, учительница рогалик разделила всем на части. Сказала: что это у тебя? Рогалик? Всем надо дать. И разделила».
(очень внимательно смотрит на помощника)
Сегодня, когда в школу завозил, подошел к учительнице и говорю: «Ну зачем вы этот рогалик разделили? Моя дочка в школе не наедается. Да, кстати, почему за такие деньги порции такие маленькие? Она мне жалуется, что не наедается, и попросить добавку нельзя. Нужно, чтобы осталось учителям?»
(снова смотрит на помощника)
А учительница молодая, четкая такая. И смотрит она мне в глаза так уверенно, и говорит: «Потому что надо учиться делиться. Дети должны это понимать. Все, что приносится в класс, должно делиться». Я ей говорю: «Мысль хорошая, но здесь нет детей, которым не хватает булки». А она отвечает: «Обеспеченные дети тем более должны уметь делиться».
(молчит, смотрит на помощника. Помощник не отвечает)
Я ей: «Вы говорите правильные вещи, но вывод получается другой. Она так выжидательно смотрит на меня с дерзкой уверенностью и спрашивает: «Какой?»
(помощник не отвечает)
Я ей: «В классе девять человек, вы разделили рогалик на девять частей, дочке достался маленький кусочек. Она не наедалась, для этого купила рогалик. Ей достался маленький кусочек, она опять не наелась. Все было по-честному: взяли ее вещь, за нее поделили и ее обделили. Осталось чувство несправедливости и родилась нехорошая мысль — либо ничего не приносить в школу, либо есть где-то за дверью втихаря. Если б захотела, сама могла кому-то дать... А не вообще быть добрым...
(смотрит на помощника, ждет реакции. Помощник молчит)
Вот маленький рогалик. М-да... А целая информация для размышления.
(помощник молчит)
2.
НАТ. СКВЕР. МАЙ. ДЕНЬ
ЮРА подметает.
БАБУШКА — в бриджах, яркой футболке, стрижка, брови подкрашены — подзывает к себе маленького внука. Он до этого играл в земле, что-то подбирал.
БАБУШКА из сумки в коляске достает влажные салфетки, вытирает ручки внука, бросает салфетки возле скамейки на траву.
На траве окурки со следами помады.
БАБУШКА собирает внука и сумку с коляской, чтобы уйти из сквера.
ЮРА
(бабушке)
В Царство Божие не войдешь! Простое и легкое сделать не можешь.
ЮРА поднимает салфетки, собирает окурки, доносит до урны.
БАБУШКА молча и высокомерно смотрит на ЮРУ, катит коляску, уходит.
Юра метет дальше.
Через сквер проходит ПАРЕНЬ неопределенного вида и ориентации.
ЮРА
(парню, мимоходом)
В Царство Божие не войдешь.
ПАРЕНЬ оборачивается.
ПАРЕНЬ
В какое царство? Которого нет?!
ЮРА
(сам себе, невозмутимо)
Ну, для кого нет, для того нет.
3.
НАТ. СКВЕР. МАЙ. ПОЗДНЕЕ УТРО
В скверике мамаши с детьми, молодые стильные бабушки с сигаретами. Детки маленькие, модненькие, ухоженные...
К ним подходит ЮРА.
ЮРА
А почему бабушка похожа на старенького немецкого мальчика? Штанишки коротенькие, рюкзачок, стрижечка... Бабушки ходят как мальчики.
(разводит руки в стороны)
Хочу увидеть бабушку! Нету бабушек. Хочу бабушку, чтоб пирожки пекла и добрая была. Где бабушкины добрые руки? В детских стихах? А через двадцать лет бабушка это будет кто? У кого брошка в пупке, татуировка на лобке?
ДЕВОЧКА лет четырех стоит с гордым, даже вызывающим видом. Чуть поодаль разговаривают две мамаши.
ПЕРВАЯ МАМА
(тихо)
Вчера вернулись из садика. Я спрашиваю: «Ну что, моя сладенькая, ты помнишь, куда мы через месяц все вместе поедем?» А она знаешь что отвечает: «Помню». И куда? В жопу! И не смеется, гордая такая!
ВТОРАЯ МАМА
(тоже тихо)
Во-во, и моя тоже в садике такого нахваталась!
Мимо проходит ЖЕНЩИНА. Умиленно смотрит на девочку.
ЖЕНЩИНА
(негромко)
Все дети ангелы. И откуда такие взрослые берутся?
ЮРА
(малышке)
Гордо смотришь, ангел мой. Боюсь женщин и детей.
4
НАТ. СКВЕР. МАЙ. ПОЛДЕНЬ
ЮРА убирает парковые дорожки.
Навстречу идут трое молоденьких парнишки, на ходу пьют пиво.
Обошли ЮРУ, идут дальше.
Один допил, бросил бутылку в сторону урны. Она не долетела, разбилась.
ЮРА оглядывается на звон бутылки. Встречается взглядом с ПАРНЕМ, бросившим бутылку, тот тоже обернулся на звон.
Парни спокойно идут дальше. ЮРА догоняет бросившего.
ТОТ, не робея, улыбаясь спокойно и не нагло, веселыми глазами смотрит на ЮРУ.
ЮРА
Ты сейчас из одного дела три плохих сделал. Мог просто бутылку на землю поставить. Не дал бомжу заработать — первое. Мусор накидал, мне убирать. Женщина будет идти в босоножках, в палец стекло залезет или собаке в лапу.
ПАРЕНЬ смотрит ошалело, на лице застыла улыбка.
ЮРА
Если не думать о себе и вокруг себя, придут манайцы и всем покрасят яйца. Или кто-то другой их оторвет.
Парни уже ушли дальше, оттуда смеются, машут руками.
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
(громко)
Ты чего застрял?
ПАРЕНЬ пожал плечами, ничего не ответил. Догнал приятелей.
ПАРЕНЬ
(объясняет)
Там этот ненормальный... Так у него из-за разбитой бутылки целая теория.
ЮРА
(вслед)
Не засри!
Продолжает свою работу — собирает с земли пластиковые стаканчики, салфетки...
Мимо проходят два СТАРИКА.
ПЕРВЫЙ СТАРИК
(задумчиво, второму)
Ну, это и «не укради» — чистоту и красоту не укради. И «возлюби ближнего своего». Что ж так ближнему свинарник создавать?
5
НАТ. УЛИЦУА ВОЗЛЕ СКВЕРА. МАЙ. ДЕНЬ
ЮРА закончил работу, вышел из сквера, идет вдоль улицы.
Подошел к киоску, рассматривает.
ЮРА
На что деревья идут!
Заостряет взгляд на обложках с голыми девицами.
ЮРА
У них есть дело — это тело. А нету тела, и нету дела.
К киоску подходят двое.
ОНА — несчастная. ОН — пьющий, хотя сейчас трезвый.
ОНА
Гороскоп на следующий месяц есть?
КИОСКЕР
Есть. И на этот есть, и на предыдущий.
ОНА
(не понимает)
На предыдущий?
ОН мнется рядом.
ЮРА
(им)
А мы-то знаем, что этот остров, что этот остров необитаем.
ОНА смотрит на Юру, вздыхает, покупает гороскоп. ЮРА смотрит, как они уходят.